Термины обучения

  Автор:
  734

Термины обучения

А.А. Захаров

 

Традиционно язык логики был тем языком, который позволял общаться представителям разных научных дисциплин. Но как научиться эффективно применять язык логики в учебном процессе?

Преподавание логики, содержание которой изложено в учебниках по традиционной логике, неизбежно приведет к ликвидации преподавания логики в  вузах как дисциплины, не имеющей значения для воспитания культуры мышления ни студентов, ни преподавателей. (Курс математической логики для студентов физико-математических факультетов не рассчитан на повышение уровня обычного мышления, а  выполняет другую важную функцию, способствуя лучшему пониманию математики, логического строения математических теорий, структуры математических доказательств).

Необходимо построение новой логики – логики и практической методологии[1] правильного (культурного) мышления, которая преподавалась бы методом решения проблемных мыслительных задач. Такая логика должна быть практической логикой. Традиционная и математическая логика будут лишь ее теоретической базой.

Допустим, например, что обучаемый полностью усвоил весь преподаваемый на занятиях материал. К примеру, он знает, каких видов бывают понятия и каких типов бывают определения, может производить деление понятий и т.п. Но что он будет с этим багажом делать? Как он ему поможет решать самые простые, но массовые мыслительные задачи? На это традиционная  логика ответа не дает. Это не в ее компетенции.

Из вышесказанного следует, что преподавание традиционной  логики мало что может дать для повышения культуры мышления. Само ее содержание таково, что она не предназначена для выполнения этой задачи.

Это не говорит о том, что сама по себе традиционная  логика плоха. Она наука как наука. Однако с ней нельзя поступать, как мартышка с очками. Тогда не будет и проблем. Традиционная логика имеет определенное значение для науки в качестве ее логического основания. Многие и сейчас этого не понимают. Вероятно, по этой причине предназначение традиционной логики видят только в том, что эта логика мышления. Иначе говоря, традиционную логику  считают инструментом воспитания культуры мышления. Но, так как этой почетной функции традиционная логика не выполняет (и не может объективно выполнять), то быстро в ней разочаровываются. Вот такой конец ожидает в недалеком будущем преподавание логики в  вузах, как было это в свое время с преподаванием логики в средней школе. Что же делать?

Отказаться от задачи воспитания культуры мышления? Но ведь всем видно, что она так низка у многих людей умственного труда!  На наш взгляд, преподавание логики должно быть направлено на  воспитания культуры мышления в процессе самой педагогической деятельности, на любых занятиях, всеми преподавателями (химиками, физиками, языковедами, географами, экономистами и т.п.). Обучение культурному мышлению только тогда приведет к результатам, когда этим будут заниматься не отдельные преподаватели логики, а все преподаватели на всех занятиях, когда сами преподаватели будут культурно мыслить, когда логика будет помогать усваивать учебный материал. Тогда не будет возникать  «проклятый вопрос»: зачем химику (географу, физику и т.д.) знать логику? Зачем его учат этой дисциплине? Чтобы сдать экзамен и забыть как ненужное?

Логика должна помогать решать задачи студентам, преподавателям и в целом всем специалистам.

В качестве примера можем представить себе следующие проблемные ситуации: Идет экзамены. Студент дает определение какого-то понятия. Преподаватель с таким определением не согласен. Как быть? (2) Преподаватель дает задание составить план сочинения. Студент представляет «плохой» план. А какой «хороший» и как его сделать? (3) Студент пишет работу и ему нужно дать тому или иному понятию надлежащее определение. А каким оно должно быть и как его выбрать или придумать самому? (4) Для решения поставленной перед Студентом задачи нужно дать классификацию изучаемых объектов. Что это такое – известно. Но как дать классификацию, пригодную для решения именно данной задачи? (5) Студент затрудняется сформулировать точно отрицание данного (сложного) утверждения. Как ему помочь?  (6) Студент допустил ошибку в обосновании некоторого утверждения. Как выявить и разъяснить сущность ошибки? (7) Как сформулировать корректно вопрос, касающийся конкретной ситуации? (8) Как научить студентов корректно ставить вопросы и правильно отвечать на них? (9) Как правильно построить студенческую работу, статью, диссертацию? (10) Наконец, как выбрать  идеализации для теории, чтобы она выражала  существо решаемой  задачи и отвлекалась ото всего несущественного для ее решения? И как установить истинность или ложность законов  данной теории?

Это все примеры мыслительных проблемных ситуаций (сокращенно: МПС), которые должны быть эффективно разрешаемы. А для этого должны быть найдены эффективные методы решения мыслительных задач. Такие методы должны формулироваться в виде правил. Эти правила не формальные и не алгоритмические, но все же должны быть достаточно четкими и ясными. Они и будут принадлежать педагогической логике. Поэтому педагогическую логику можно понимать как совокупность правил решения мыслительных задач (или разрешения МПС).

Если мы не сделаем этого, то нынешняя ситуация приведет к тому, о чем было сказано в самом начале данной статьи.

 Единый язык в системе обучения

 


[1] См.: Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. М.: Диалог-МГУ, 1999; Петров Ю.А., Захаров А.А. Общая методология мышления. М., 2004.    http://arkadijzakharov.narod.ru

Термины обучения

   5 голосов
Средняя оценка: 5 из 5
Оставьте свой комментарий:
5 комментариев

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук