Что учить студентам по истории

Теория истории

1 билет: Происхождение и расселение восточных славян к IХ веку н.э. Хозяйство восточных славян.

2 билет: Табу, общественный строй и религия восточных славян в VIII – IX вв.

3 билет: Образ древнерусского государства. Киевская Русь IX –X вв.

4 билет: Киевская Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

5 билет: Язычество и христианство в древней Руси.

6 билет: Древнерусская культура X – первой трети XII вв.

7 билет: Причины и переход к политической раздробленности Древнерусского государства.

8 билет: Новгородская республика в первой трети XII – XV вв. (1478).

9 билет: Владимиро-Суздальское княжество в первой трети XII – первой трети XIII вв.

10 билет: Культура русских земель домонгольского периода на примере Новгородской республики и Владимиро-Суздальского княжества.

11 билет: Образование империи Чингисхана. Монголо-татарские завоевания ко второй трети XII в. (Битва на Калке).

12 билет: Батыево нашествие на Русь и установление монголо-татарского ига

13 билет: Русь и орда в XIII – XV вв.

14 билет: Влияние монголо-татарского ига на социально-экономическое, политическое и культурное развитие Руси.

15 билет: Московское княжество и другие русские земли при Дмитрии Донском.

16 билет: Церковь и государство в XIV – XV вв.

18 билет: Московское княжество и другие русские земли при Дмитрии Донском.

19 билет: Церковь и государство в XIV – XV вв.

20 билет: Развитие процесса образования единого государства в первой половине XV в.

21 билет: Московская Русь при Иване III. Основные вопросы внутренней политики.

22 билет: Внешняя политика Московского государства во второй половине XV – XVI вв.

23 билет: Русская культура XIV – XV вв.

24 билет: Установление крепостного права в России в конце XVI – середине XVII вв

25 билет: Первый период правления Ивана Грозного (1533 – 1564 гг.).

26 билет: Правительственный кризис конца 50-х – начала 60-х  гг. XVI в. Причины перехода от реформ к террору.

27 билет: Опричнина. Причины и цели введения. Основные этапы. Результаты.

28 билет: Внешняя политика Ивана Грозного.

29 билет: Русская культура XVI в.

30 билет: Правление Бориса Годунова. Пролог смуты.
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП
Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата.

Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных в средней школе при изучении отечественной и всеобщей истории.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Философия».
2. Цель изучения дисциплины
Целью освоения дисциплины «История» является формирование у обучающихся целостного представления о содержании, основных этапах и тенденциях развития мирового исторического процесса, понимания многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур, умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.
3. Структура дисциплины
Методологические основы исторической науки. Первобытный мир и зарождение цивилизаций. Цивилизации древнего мира. Мир в средние века. Особенности мирового исторического процесса XVIII–XIX вв. Основные тенденции развития всемирной истории в ХХ – начале ХХI в.
4. Основные образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, решение ситуационных задач, дискуссии.
5. Требования к результатам освоения дисциплины
Выпуск должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
— компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
— способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);
— способностью работать самостоятельно (ОК-8);
— способностью к познавательной деятельности (ОК-10);
— свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-14);
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
– знать теоретические основы исторической науки, фундаментальные концепции и принципы, на которых они построены; движущие силы и закономерности мирового исторического процесса; главные события, явления и проблемы всемирной истории; основные этапы, тенденции и особенности развития мирового исторического процесса; хронологию, основные понятия, определения, термины и ведущие мировоззренческие идеи курса; основные труды крупнейших отечественных и зарубежных историков, о школы и современные концепции в историографии;
– уметь выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа и объективной оценки фактов и явлений мировой истории; определять связь исторических знаний со спецификой и основными сферами деятельности; извлекать уроки из истории и делать самостоятельные выводы по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;
– владеть навыками работы с исторической картой, научной литературой, написания рефератов, докладов, выполнения контрольных работ и тестовых заданий; аргументации, ведения дискуссии и полемики.
6. Общая трудоемкость дисциплины
2 зачетных единицы (72 академических часа)
7. Формы контроля
Промежуточная аттестация – зачет

2.Содержание дисциплины

1. Лекции

Тема 1. Вводная. Общие проблемы методологии истории (4 ч.)

Место и роль методологии истории в системе исторических дисциплин. Взаимосвязь методологии истории с историографией, источниковедением, всеобщей историей, философией. Методология истории: терминологическое значение, объем понятия. Предмет, структура и функции методологии истории.

Формирование методологии истории в самостоятельную научную дисциплину.

Дискуссионные проблемы методологии истории на современном этапе развития исторической науки.

Тема 2. Место истории в системе наук (2 ч.)

Проблема классификации наук: место истории. История как научное

понятие. Предмет истории как науки, ее специфика. Интегральный характер предмета истории.

Функции исторической науки. Историческое сознание. Историческая память. Современные дискуссии о предмете истории.

Тема 3. Исторический процесс (4 ч.)

Понятие исторического процесса. Отличия исторического процесса от эволюции живой и неживой природы. Характеристики исторического процесса: историческое пространство и историческое время. Структурные уровни исторического процесса: прошлое, настоящее и будущее. Формы («образы») исторического процесса.

Тема 4. Историческое пространство (2 ч.)

Формирование представлений о пространственных границах истории.Доистория и история. Складывание понятия всемирная история.

Дифференциация всемирной истории. Понятие самостоятельное

(«национальное») поле истории. Степень взаимовлияния национальных

историй. Региональная и местная история.

Тема 5. Историческое время (4 ч.)

Циклическая концепция исторического времени. Формирование образа

«цикла». Обращение к циклической традиции в новое время. Спиралевидность

как одна из моделей циклического развития.

Линиарная (линейная) концепция исторического процесса. Прямая линия как форма исторического процесса. Линиарные модели развития.

Возникновение и развитие идеи прогресса. «Осевое __________время»: ковариантная

модель всемирной истории.

Тема 6. Исторические силы (2 ч.)

Исторические силы и их формы. Природа страны, физическая природа человека, личность, общество. Проблема исторического преемства (В.О.Ключевский). Характер взаимодействия исторических сил. Проявление действия исторических сил: «вызов-ответ», «уход-возврат» (А.Тойнби).

Тема 7. Историческое познание и его особенности (4 ч.)

Возможность научного познания прошлого. Ретроспективность исторического познания. Комплексный характер изучения исторического прошлого. Этапы исторического познания. Принципы и методы исторического познания. Понятия и категории в историческом исследовании. Символы. Специфика реконструкции объекта в историческом познании. Современные дискуссии по проблеме исторического познания.

Тема 8. Общее и особенное в истории (2 ч.)

Типология исторических явлений. Уникальность и повторяемость в историческом процессе, причинная обусловленность. Единство

объективного и субъективного в историческом процессе. Роль субъекта в историческом процессе. Закономерность и случайность в историческом процессе. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании.

Тема 9. Методы исторического исследования (6 ч.)

Общенаучные методы и их место в историческом исследовании.

Исторический метод. Возможности синхронного и диахронного изучения исторической реальности «по горизонтали» и «по вертикали». Значение исторического метода в познании прошлого. Логический метод и его функции в историческом исследовании. Абстрагирование: способы и варианты.

Абстрактное и конкретное в процессе исторического познания. Классификация и типологизация в исторических исследованиях. Системный подход и системный анализ. Значение системности в исторических исследованиях.

Понятие системы, ее строение и функционирование. Уровни иерархии систем. Структурный и функциональный анализ систем. Системный подход в практике конкретно — исторических исследований.

Проблемы моделирования в историческом исследовании. Цели моделирования, его этапы и типы модели. Объяснительные модели. Опыт применение моделирования в исторических исследованиях. Дискуссии по проблемам моделирования в истории. Описание как способ выражения свойств изучаемых объектов в процессе исторического познания.

Специально-научные методы и их роль в историческом исследовании.

Историко-генетический метод: функции и характерные черты.

Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения конкретно-исторических исследованиях.

Историко-сравнительный метод. Познавательное значение и возможность сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.

Историко-типологический метод. Типологизация как метод научного познания. Применение историко-типологического метода в исторических исследованиях.

Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в историческом процессе.

Варианты детерминированности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в исторических исследованиях.

Нетрадиционные методы исторического исследования: математические

методы и методы статистического анализа. Опыт их приенения в конкретно-исторических исследованиях.

Тема 11. История и компьютер (2ч.)

http://arkadiyzaharov.ru/wp-content/uploads/2012/06/ИГРА-Партии-начала-20-го-века.zip

Компьютеризации истории. Создание Международной ассоциации «История и компьютер». Российская ассоциация «История и компьютер». Применение количественных методов, методов многомерного и индивидуального шкалирования в компьютерной обработке исторических материалов. Возможности «компьютерного источниковедения». Интегральная система исторической информации (ИСИИ). Внедрение компьютеров в процесс преподавания истории в вузе и средней школе. Создание автоматизированных учебных курсов (АУК)

 

 

Что учить студентам по истории

   2 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Оставьте свой комментарий:
87 комментариев
  1. Bogomolow Tm

    Компьютеризация
    в широком смысле слова — процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека.
    широкое внедрение Электронно-вычислительных машин (компьютеров) в различные сферы человеческой деятельности (например, для управления технологическими процессами, транспортом, производством и передачей энергии и другими производственными процессами; проектирования сложных объектов; планирования, учета и обработки статистических данных, организационно-административного управления; проведения научных исследований, обучения, диагностирования и т. д.).[1]
    процесс расширения применения компьютерной техники в экономике, хозяйстве.[2]
    (производства) внедрение компьютеров в какую-либо его область.[3]

  2. Bogomolow Tm

    История развития компьютера. Первые компьютеры.

    http://kursymaster.ru/history.php

  3. Академик В. И. Вернадский о Сталине:

    «Мне вспомнились высказывания Ивана Петровича Павлова… Он определенно считал, что самые редкие и самые сложные структуры мозга — государственных деятелей. Божьей милостью, если так можно выразиться, прирожденных. Особенно ясно для меня становится это, когда в радио слышится Сталина речь… такая власть над людьми и такое впечатление на людей…»

    Шабалов А. Одиннадцатый удар товарища Сталина. Ростов-на-Дону, 1996, с. 10.

    http://kleio.asu.ru/
    Еще раз о Сталине

  4. сайт Ассоциации «История и компьютер

    http://www.aik-sng.ru/

  5. Bogomolow Tm

    Многомерное шкалирование

    http://www.statsoft.ru/home/textbook/modules/stmulsca.html

  6. Bogomolow Tm

    «компьютерного источниковедения»

    http://hist.ctl.cc.rsu.ru/KM/Lect/IntroKM/Hist_inf2.htm

  7. Bogomolow Tm

    Интегральная система исторической информации

    http://www.studzona.com/referats/view/40154

  8. Bogomolow Tm

    Внедрение компьютеров в процесс преподавания истории в вузе и средней школе

    http://www.p-lib.ru/pedagogika/sravnitelnaya_pedagogika/sravnitelnaya_pedagogika17.html

  9. Bogomolow Tm

    Создание автоматизированных учебных курсов

    http://ecio.mpei.ac.ru/interlab/Publications/Book1/Contents.htm

  10. Вячеслав Анцупов

    Тема 7. Историческое познание и его особенности.
    http://вся-история.рф/istorija-pervobytnosti/38-predmet-istoricheskoj-nauki-i-osobennosti-istoricheskogo-poznanija.html

  11. Тема 7. Историческое познание и его особенности
    современные взгляды на историческое познание. =)
    http://bugabooks.com/book/196-osnovy-filosofii-istorii/55-142-sovremennye-vzglyady-na-istoricheskoe-poznanie.html

  12. Тема 5. Историческое время (4 ч.)
    Циклическая концепция исторического времени. Формирование образа
    «цикла». Обращение к циклической традиции в новое время. Спиралевидность
    как одна из моделей циклического развития.
    Линиарная (линейная) концепция исторического процесса. Прямая линия как форма исторического процесса. Линиарные модели развития.
    Возникновение и развитие идеи прогресса. «Осевое __________время»: ковариантная
    модель всемирной истории.
    http://michael.mindmix.ru/2506-145-pro-ciklichnost-istorii.zhtml
    http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=1cb54d4be7bfe738
    http://window.edu.ru/resource/216/42216/files/chap4.pdf
    http://society.polbu.ru/grechko_models/ch16_i.html
    http://society.polbu.ru/grechko_models/ch23_i.html

  13. Тема 6. Исторические силы (2 ч.)
    Исторические силы и их формы. Природа страны, физическая природа человека, личность, общество. Проблема исторического преемства (В.О.Ключевский). Характер взаимодействия исторических сил. Проявление действия исторических сил: «вызов-ответ», «уход-возврат» (А.Тойнби).
    http://history-x.ru/08/01/025.htm
    http://www.aquarun.ru/psih/probl/probl12.html
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B8_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

  14. Видео по истории России
    http://istorik.ucoz.com/index/video/0-43
    Концлагеря Талергоф и Терезин [ История России. XX век ]

  15. В начале прошлого столетия в России жил неприметный парень, обожающий учиться. И звали его Питирим Сорокин. Этот молодой человек лишь в 14 лет освоил грамоту, что нисколько не помешало ему в дальнейшем стать знаменитым социологом, который к концу жизни был одним из всемирно признанных авторитетов в этой области. Сегодня мы поговорим о его системе обучения, который ученый разработал на собственном опыте во время обучения в университете.
    http://pmoney.ru/txt.asp?sec=0&id=1943754
    http://nsportal.ru/user?nocache=1

  16. Памятки по истории

    ПАМЯТКИ ДЛЯ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

    (при необходимости учитель может адаптировать памятки для той или иной параллели)
    Как работать с учебником истории

    1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.
    2. Сначала прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.
    3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты. При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий.
    4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.
    5. Перескажи содержание сначала по пунктам, а затем весь параграф. Используй карту, рисунки в учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше пересказывать текст вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.

    • Памятка для анализа геополитического положения страны

      1. Территория и природно-климатические зоны.
      2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.
      3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.
      4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами.
      5. Основные занятия населения.
      6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.
      7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.

    • Памятка для анализа экономического развития страны

      1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д.
      2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.
      3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).
      4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.
      5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.
      6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
      7. Место страны в мировом производстве.

    • Памятка для анализа социального положения страны

      1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества).
      2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими».
      3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения.
      4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.

    • Памятка для анализа политического положения страны

      1. Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
      2. Административно-территориальное деление.
      3. Местные органы управления и самоуправления.
      4. Формы власти: монархия или республика.
      5. Политический режим.
      6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства.
      7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.
      8. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.

    • Памятка для анализа внешней политики страны

      1. Положение страны на международной арене.
      2. Цели и приоритеты внешней политики государства.
      3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.
      4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.
      5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.

    • Памятка для анализа политических партий, движений и их программ

      1. Название и время создания партии/движения/программы.
      2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.
      3. Социальная база партии/движения.
      4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа.
      5. Интересы каких социальных групп они выражают?
      6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений.
      7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.
      8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы.

    • Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)

      1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
      2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
      3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.
      4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.
      5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
      6. Исторические оценки значения общественного движения.

    • Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли)

      1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.
      2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.
      3. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали.
      4. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть.
      5. Исторические оценки значения идейного течения.

    • Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов

      1. Участники войны/сражения/конфликта.
      2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
      3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
      4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
      5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
      6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
      7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
      8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
      9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.

      • Егор Усольцев

        Анализ битвы при Перл Харбор 7 декабря 1941 года:

        1. Участниками сражения были ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо и центральная база тихоокеанского флота военно-морских сил США, базировавшаяся в гавани Перл Харбор на острове Оаху, Гавайи.

        2. Целью нападения Японии на Пёрл-Харбор являлась нейтрализация тихоокеанского флота США для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии и флота в юго-восточной Азии.

        3. Япония была заинтересованна исключительно в насильственном разрешении конфликта. Никаких мер для предотвращения сражения принято не было, т.к. это могло нарушить эффект внезапности нападения, который являлся главным преимуществом, гарантировавшим Японии успех операции.

        4. Япония тщательно подготовила нападение на Перл Харбор. 26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота по приказу командующего флота Исороку Ямамото покинуло базу в заливе Хитокаппу на Курильских островах и направилось к Пёрл-Харбору. Японское соединение включало шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзюйкаку», на которых размещался 441 самолёт, в том числе истребители, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики и истребители-бомбардировщики. Эскорт авианосцев составляли 2 линкора, 2 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер и 11 эсминцев (по другим данным — 9 эсминцев и 6 подводных лодок).
        С точки зрения немедленного эффекта, нападение на Пёрл-Харбор обернулось невероятным успехом для Японии, превзошедшим любые ожидания тех, кто планировал операцию. Военные силы США были абсолютно не готовы к нападению.

        5. Фактически битва длилась около 10 часов, за это время Японии удалось нанести огромные потери военной базе США.

        6. Японцами было потоплено 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Ещё 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили серьёзные повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. Американцы потеряли 2403 человека убитыми (из них больше 1000 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 ранеными. Японцы потеряли 29 самолётов — 15 пикировщиков, 5 торпедоносцев и 9 истребителей. Были потоплены 5 сверхмалых подводных лодок. Потери в людях составили 55 человек. Ещё один — лейтенант Сакамаки — был взят в плен. Он доплыл до берега после того как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф.

        7. Нейтрализация тихоокеанского флота США на 6 месяцев позволила Японии с лёгкостью захватить большую часть Юго-Восточной Азии, включая Гонконг, Бирму, Голландскую Ост-Индию, Малайю, Сингапур и Филиппины. Однако, отказ США в перемирии и невозможность получения помощи от союзников в конечном счёте привели к поражению Японии. Из всех потопленных американских кораблей не удалось восстановить только 4 — линкоры «Аризона» (взорвался), «Оклахома» (перевернулся) и 2 эсминца. Стремясь уничтожить линкоры и самолеты, японские силы оставили нетронутыми очень важные для дальнейшего хода войны и вместе с тем легко достижимые в рамках неожиданной атаки цели: 11 подводных лодок, огромные запасы нефти в хранилищах, ремонтные мастерские и доки. Собственно и авиации, несмотря на кажущиеся большими цифры ущерба, был нанесен значительно меньший возможного урон.

        8. Умышленно или случайно, но японский флот напал на американскую военную базу в момент отсутствия в ней авианосцев. Как следствие, ставшие основными военно-морскими силами в американском флоте в ходе Второй мировой войны авианосные силы не понесли в ходе операции никаких потерь. Несмотря на успех проведенной операции, Япония не гарантировала себе достаточного превосходства над вооруженными силами США.

        9. Стремясь к максимальной скрытности и минимальным потерям, японское командование отказалось от применения артиллерийских кораблей (что при снижении риска потерь и обнаружения значительно уменьшило и нанесенный противнику ущерб), сосредоточившись на авиации и сверхмалых подводных лодках (последние не принесли никакого результата). Более того, пытаясь максимально извлечь результат из фактора неожиданности, удар наносили лишь двумя волнами, что в конечном итоге, сохранив большее количество самолетов, существенно уменьшило и американские потери. Таким образом, нельзя однозначно выделить победителей данного сражения. Безусловно США понесли существенные потери, но при этом практически не утратили своего влияния в целом.

    • Памятка для анализа культурного развития общества, государства

      1. Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры.
      2. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства.
      3. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура.
      4. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп.
      5. Роль государства в культурной жизни страны.
      6. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира.

    • Памятка для анализа произведений искусства

      1. Автор, время и место создания произведения.
      2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.
      3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.
      4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).
      5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.
      6. Историческая и художественная ценность произведения.

  17. Е.А. Соловьёва
    ЧЕМУ УЧАТ УРОКИ ИСТОРИИ?
    В прошлом учебном году педагогами кафедры гуманитарных наук проводилось исследование среди обучающихся 11-х классов МОУ СОШ № 156 (70 человек) при участии студентов пятого курса ИИГСО НГПУ. Одиннадцатиклассникам предлагалось ответить на пять вопросов:
    1. Оцени, как уроки истории учат жить в современном обществе.
    2. Определи, чему ты научился на уроках истории в школе.
    3. Выдели роли, которые тебе доводилось исполнять за пределами школьных уроков, связанных с полученными знаниями и умениями (до 5).
    4. Какие знания, полученные на уроках истории, тебе доводилось использовать?
    5. Какие умения, освоенные на уроках истории, пригодились тебе в повседневной жизни?
    Предлагаем Вам также дать ответ НИЖЕ!

  18. Памятка для анализа деятельности исторических личностей

    1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы:
    историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.
    2. Направленность деятельности на определенные социальные группы\политические или другие организации, сферы экономики.
    3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).
    4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
    5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).
    6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).
    7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.

  19. Как наши били немцев в первые часы войны!
    http://www.svpressa.ru/society/article/56325/

  20. Наполеон Бонапарт — французский государственный деятель и полководец, пожизненный консул, а затем император Франции.
    Наполеон Бонапарт (Буонапарте) родился 15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика, в семье небогатого корсиканского дворянина. Был вторым сыном в семье (всего в семье было пять сыновей и три дочери). В 1784 году Наполеон окончил Бриеннское военное училище и перешел в Парижскую военную школу (1784-1785).
    Начал службу в октябре 1785 года в чине младшего лейтенанта артиллерии. Во время службы Наполеон изучал книги по военному делу и работы выдающихся просветителей.
    В 1792 году вступил в Якобинский клуб. В течение последующих десяти лет он делал карьеру на Корсике. В результате конфликта с корсиканскими сепаратистами во главе с Паскуале Паоли в 1793 году Бонапарт был вынужден бежать с Корсики.
    В 1793 году он отличился в сражении против англичан при Тулоне и был произведен в бригадные генералы. В 1795 году командовал парижским гарнизоном при подавлении монархистского мятежа 13 вандемьера (5 октября).
    C 1796 по 1797 год являлся главнокомандующим французских войск в Италии. Итальянская кампания стала одной из вершин военной карьеры Наполеона. Кампания превратилась в серию блестящих побед, включая победы при Лоди, Кастильоне, Арколе, Риволи. Наполеон принудил к перемирию королевство Сардинии и Пьемонта, Папское государство, Парму, Модену и Неаполь. 15 мая 1797 года Наполеон вошел в Милан как победитель австрийцев и как освободитель итальянцев.
    Наполеон проявил талант не только полководца, но и политика. В феврале 1797 года он подписал с папой Пием VI очень выгодный для Франции мирный договор.
    В 1798-1799 годах Наполеон возглавил экспедицию в Египет и Сирию. Он взял Александрию, дошел до Каира и разбил корпуса мамелюков. Египет был превращен во французский протекторат.
    9-10 ноября 1799 (18-19 брюмера VIII года) Наполеон произвел переворот, в результате которого власть директории была заменена властью консулов. Был избран первым консулом на 10-летний срок (являлся таковым в 1799-1804 годах), фактически сосредоточив в своих руках с течением времени всю полноту власти.
    С 1802 года Наполеон стал пожизненным консулом с правом назначить своего преемника.
    В 1801 году были восстановлены права католической церкви, утраченные ею в период революции: конкордат, заключенный с римским папой, обеспечил Наполеону поддержку католической церкви.
    В феврале 1804 года был раскрыт англо-роялистский заговор против Наполеона. Наполеон извлек выгоду из заговора и упрочил власть. Он был провозглашен императором Франции, и папа Пий VII прибыл в Париж на его пышную коронацию, состоявшуюся 1-2 декабря 1804 года.
    При императоре Наполеоне были разработаны гражданский, коммерческий и уголовный кодексы. Гражданский кодекс – кодекс Наполеона – обеспечивал его личную власть. Была введена строгая централизация административного аппарата. Для хранения золотого запаса и бумажных денег в 1800 году был учрежден государственный Французский банк. Была также централизована система сбора налогов, создана система средних школ – лицеев, высшие учебные заведения – Нормальная и Политехническая школы. Создана разветвленная полицейская система, включающая тайную службу. Из 173 парижских газет 160 были закрыты, а остальные поставлены под контроль правительства.
    В 1805 году Наполеон I был признан королем Италии. В 1805 году одержал победы при Ульме и Аустерлице (битва трех императоров) над армиями коалиции, состоявшей из Австрии, России, Англии и др. В 1806 году основал Рейнский союз. В 1807 году разбил русские войска под Фридландом и принудил Россию к Тильзитскому миру, сделавшему Наполеона властелином Германии.
    Благодаря победоносным войнам Наполеон значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Наполеон был не только императором Франции, протянувшейся до левого берега Рейна, и королем Италии, но также посредником Швейцарской конфедерации и протектором Рейнской конфедерации. Королями стали его братья: Жозеф в Неаполе, Луи в Голландии, Жером в Вестфалии. Эта империя по своей территории была сравнима с империей Карла Великого или Священной Римской империей Карла V.
    В 1812 году Наполеон предпринял поход на Россию, окончившийся его полным поражением и ставший началом крушения империи. В марте 1814 года союзные войска вступили в Париж, что заставило Наполеона отречься от престола (6 апреля 1814 года). Союзники-победители сохранили Наполеону титул императора и отдали ему во владение остров Эльба в Средиземном море.
    В 1815 году Наполеон вернулся во Францию, где царствовал «сто дней» (20 марта – 22 июня 1815 года). После поражения при Ватерлоо, 22 июня 1815 года Наполеон вторично отрекся от престола и был сослан на остров св.Елены в Атлантическом океане, где и умер 5 мая 1821 года. В 1840 году прах Наполеона был перевезен в Париж, в Дом инвалидов.
    http://www.ria.ru/1812_spravki/20120614/673162908.html

  21. Зиновьев А.о Сталине

  22. Рвались в капитализм? Получите по полной программе!
    http://gidepark.ru/content/1413894

  23. Освобождение Западных Белоруссии и Украины от польского господства либеральные историки представляют сговором Сталина и Гитлера. Между тем этот исторический узел состоит из советизации западных земель и освобождения их от польского владычества. Но была ли Польша безвинной жертвой? Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в нашем фильме.

  24. Возвращение Прибалтики

  25. Все знают, что Гасконь — часть Франции, Андалузия -Испании, а Прибалтика — почему-то не Россия. На самом деле Запад в Гражданскую войну отторг от нас Прибалтику и создал там марионеточные режимы. В 30-е годы тот же Запад пытался сдать страны Балтии Гитлеру. Как происходило возвращение наших земель на самом деле рассказывается в этой серии.

  26. Катынь


    Bookmark and Share


  27. Благодаря энтузиастам, сегодня в сети Интернет размещен огромный пласт источников и научной литературы по мировой истории. Из множества существующих сайтов рекомендую обратить внимание на следующие:

    http://www.rsl.ru (Российская государственная библиотека)
    http://historydoc.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)
    http://historic.ru (всемирная история)
    http://www.hrono.ru/index.sema (всемирная история)
    http://www.egyptology.ru/
    http://monefon.narod.ru/ (египтология)
    http://ancientrome.ru/antlitr/antlitr.htm (античные источники)
    http://www.thelatinlibrary.com (римские источники на латыни)
    http://miriobiblion.narod.ru (библиотека античных и византийских текстов)
    http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
    http://www.vostlit.info (средневековые источники)
    http://srednie-veka.narod.ru/ist
    http://www.geocities.com/stoglav/index.html (библиотека древнерусской литературы)
    http://feb-web.ru (русская литература и фольклор)
    http://mith.ru/alb/lib.htm (мифология, фольклористика, история)
    http://www.fbit.ru/free/myth/home.htm (мифы и легенды)
    http://mesoamerica.narod.ru (древняя Мезоамерика)

  28. Потери в Великой отечественной войне
    http://gidepark.ru/content/1427402

  29. Новая хронология Фоменко


  30. В. А. Чудинов на международном конгрессе 2009 часть вторая

    Почему современная историческая наука считает себя незыблемой истиной , в то время как в ней масса пробелов , недочетов и откровенной лжи?
    Почему альтернативные ветки изучения истории нагло и безобразно классифицированы , официальными историками , не выдерживающими никакой критики терминами и пояснениями?
    Почему официальные историки позволяют себе быть откровенно наглыми и хамоватыми в адрес исследователей истории альтернативной?
    Почему не специалистам с официальными званиями историков хватает наглости спорить со специалистами , исследующими альтернативные ветки истории?
    Об этом и многом другом в весомом и интересном докладе В. А. Чудинова на международном конгрессе 2009 года.

  31. Уроки истории:Оболганная Россия.Иван Грозный.
    Владимир Шелест перепечатал из takie.org сегодня в 08:46
    9 оценок, 62 просмотра Обсудить (26)
    Настоящая история России

    В 16 веке к власти пришёл Иван Грозный.
    За время его правления на Руси:

    – введён суд присяжных;
    – бесплатное начальное образование (церковные школы);
    – медицинский карантин на границах;
    – местное выборное самоуправление, вместо воевод;

    – впервые появилась регулярная армия (и первая в мире военная форма – у стрельцов);
    – остановлены татарские набеги;
    – установлено равенство между всеми слоями населения (вы знаете, что крепостничества в то время на Руси не существовало вообще? Крестьянин обязан был сидеть на земле, пока не заплатит за её аренду, и ничего более. А дети его считались свободными от рождения, в любом случае!).
    – запрещён рабский труд (источник – судебник Ивана Грозного);
    – государственная монополия на торговлю пушниной, введённая Грозным, отменена всего 10 (десять!) лет назад.
    – территория страны увеличена в 30 раз!

    – эмиграция населения из Европы превысила 30 000 семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъёмные 5 рублей на семью. Расходные книги сохранились).
    – рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч (!) процентов.
    – за всё время царствования не было ни одного казнённого без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от трёх до четырёх тысяч. (А времена были лихие – вспомните Варфоломеевскую ночь).

    А теперь вспомните, что вам рассказывали о Грозном в школе? Что он кровавый самодур и проиграл Ливонскую войну, а Русь тряслась в ужасе?

    Как там написали пиндосы в своём учебнике — «Русский тцарь Иван Грозный (Tzar Ivan Terrible), прозванный за свою жестокость «Васильевич» (бгггг).
    Кстати, Грозным прозвали царя не за чрезмерную жестокость, а за военные успехи, – после взятия Казани и присоединения Казанского ханства.
    Ну а о том, что у русских есть отчества — пиндосы просто не в курсе.

    Источник — http://topwar.ru/16763-drugoy-vzglyad-na-istoriyu-rusi.html
    http://gidepark.ru/user/1347525958/content/1491873

  32. Фильм «После летаргии»

  33. Сталин и пятая колонна

  34. Пинбэк: Опорные конспекты по истории России | Блог Аркадия Захарова

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук