Задачи практической методологии на современном этапе

  Автор:
  385

Задачи практической методологии на современном этапе

Захаров А.А.

http://arkadiyzaharov.ru/

http://arkadijzakharov.narod.ru

http://www.ooo245.ru/

 

Практическая методология – наука о практических способах мышления, т.е. введения понятий, постановки вопросов и дачи ответов на них, применения правил вывода, оценки истинности суждений, построения и анализа научных языков и теорий и т.д. Традиционная и математическая логики, изложенные во всех учебниках по формальной логике, дают материал, главным образом, по искусственным правилам дедуктивных выводов, которые весьма редко встречаются в мышлении. Например, в этих логиках ничего не сообщается о том,   как оценить суждение на предмет его истинности, как правильно подготовить научную работу, как эффективизировать определение и т.п. проблемы.

Задачи практической методологии состоят в освещении именно такого рода проблем, которых фактически нет ни в традиционной, ни в математической логиках. Практическая методология дает возможность решать трудные ситуации в мышлении. Например, если кто-то выскажет суждение «солнце черное», то почти все скажут, что это ложь, потому, что не знают о том, что суждения бывают не только эмпирические, но и аналитические, методов оценки которых они не знают. Другой пример. В учебниках по традиционной (аристотелевской) и математической логике нет термина «ключевое слово», хорошо известное в западной логической литературе. А поэтому наши читатели не могут знать о правильной подготовке научной работы. Если бы читатели знали методы правильного обращения со словом «идеализация», то представляли бы себе, как можно оценивать истинность теорий и не говорили бы о том, что геометрия Евклида противоречит геометрии Лобачевского, а Ньютонова механика противоречит теории относительности и правильно судили бы о соизмеримости теорий. И подобных примеров сколько угодно.

В целом задачи практической методологии  на современном этапе подразделяются на следующие подзадачи:

  1. Методология научной работы.
  2. Методология обоснования научных суждений.
  3. Методология анализа научных теорий.
  4. Методология доказательств.
  5. Методологические принципы истинности.

Особое значение имеет последняя задача. Принципы истинности впервые четко сформулировал д.ф.н. Петров Ю.А[1]. По этой причине эти принципы вполне можно назвать принципами Петрова Ю.А.

По мнению указанного автора, принцип относительности истинности дает возможность правильно решать многие логические проблемы и проблемы философии естествознания. Например, проблему истинности теорий, неприменимых, а тем самым не истинных, в данное время, но в прошлом истинных. При этом истинность  понимается как соответствие приписывания (предиката суждения его субъекту) присущности (свойств или отношений, выраженных предикатом, объекту, выраженному субъектом суждения). Идеализация  здесь понимается в широком смысле, а не только  как доведение свойств или отношений объекта до «предела» (т.е. до бесконечности или до нуля), как  идеализированные чисто умственные  представления об объекте, вводимые вербальными определениями. Относительность истинности тогда есть относительность соответствия приписывания предиката субъекту  идеализированной присущности. Истинность в таком случае  полностью зависит от принятых идеализаций. Каждая теория  имеет  специфическую истинность, присущую  только применительно к тем идеализациям, которые были приняты при ее создании.

Развивая мысль Петрова Ю.А., можно сказать, что принцип относительности истинности  дает возможность  решить проблему истинности  теорий философских и религиозных. В различных философских и религиозных системах принимаются различные идеализации и каждой группе этих идеализаций соответствует своя теория.

Доведя деление понятия истинности теории до  отдельных теорий, Петров Ю.А. показал, что истинность для каждой теории основана на специфической идеализации, и сформулировал принцип плюрализма истинности. Например, истинность подразделил на логическую и фактуальную. Логическая истинность в принципе отличается от фактуальной истинности, так как первая не  удовлетворяет условиям существования синтаксически несовместимых, но одинаково истинных теорий, а вторая —  удовлетворяет. Фактуальная истинность, как известно, делится на эмпирическую и аналитическую, ибо  истинность может быть  установлена и на основе эмпирического анализа эмпирических терминов, данных  чувственными восприятиями, и на основе аналитического анализа теоретических терминов, данных  вербальными определениями, которые всегда идеализируют, ибо  дают объект через указание определяющего признака (свойств или отношений).

Указанный принцип позволяет понять, почему может быть множество истинных философских и религиозных теорий. В данном случае речь может идти  об аналитической истинности этих теорий, но никак не об эмпирической. Для них эмпирическая  истинность в принципе не достижима. Отсюда и невозможность эмпирически опровергнуть никакую философию и религию, если, конечно, они будут следовать всем правилам логики.



[1] См.: Петров Ю.А. Принцип относительности истинности в логике // Вест. Международного Славянского ун-та, М., 2000, выпуск 5

Задачи практической методологии на современном этапе

   0 голосов
Средняя оценка: 0 из 5
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
7 Видео Раскроют Секрет, Как Привлекать Партнеров В Ваш Бизнес На Полном Автопилоте
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук